L'article. Son Altesse Article ! — его высочество Артикль.

Всем привет!

Хочу поделиться с вами серией упражнений, посвящённых французским артиклям. Никогда раньше я не встречала материалов охватывающих эту тему так методично и так полно: начиная от самых распространенных случаев и заканчивая редкими исключениями.

Всего серия содержит 36 упражнений, в этой ветке представлены первые 18 штук.

Я нарочно избегаю называть их простыми или сложными, потому что, в конце концов, просто всё.
Я бы сказала, что в упражнениях 1 – 10, 13, 14 – рассмотрены случаи обязательные и неизбежные при разговоре и письме. Упр. 11, 12, 15 – позволяют посмотреть, как это работает в реальных литературных текстах. Упр. 16, 17, 18 посвящены уже случаям более редким, но интересным.

Я постаралась дать пояснения к каждому упражнению, отметить интересные ситуации и исключения, и, конечно, дать решение, правильность которого признали по крайней мере два носителя французского языка.

Если серия поможет кому-то упорядочить, восстановить или пополнить свои знания о французских артиклях – я буду очень рада.

Поехали.

Если вы впервые говорите о человеке, представляете его называя, например, его профессию, - нужен неопределенный артикль un / une / des.
Однако, если вы сразу даёте дополнительную информацию, которая делает этого человека уникальным, сразу нужен определённый артикль le / la / les.
Такая информация вводится обычно с помощью предлогов que / qui / de. Вообще que / qui / de - хороший сигнал к применению определённого артикля.

Ex.1.
Complétez les phrases en employant des articles définis ou Indéfinis.
1. Qui est M.Martin?
— C'est _____ professeur.
— C'est _____ professeur de mon fils.
2. Qui est M.Durand ?
— C'est _____ ministre.
— C'est _____ ministre de l'intérieur.
3. Qui est cette personne ?
— C'est _____ guide.
— C'est _____ guide qui va nous faire visiter la Sorbonne.
4. Qui est Victor Hugo ?
— C'est _____ écrivain célèbre.
— C'est _____ auteur des Misérables.
5. Qui est Bizet ?
— C'est _____ compositeur français.
— C'est _____ auteur de Carmen.

Такие же правила действуют для предметов и людей вообще: если вы просто относите их к какой-то категории - артикль неопределенный, если есть дополнительная информация - определённый.
Ex.2
Même exercice.
1. Qui est cette dame ?
— C'est _____ parente par alliance.
— C'est _____ tante de mon mari.
2. Qui son ces personnes ?
— Ce sont _____ clients.
— Ce sont _____ clients dont je vous ai parlé tout à l'heure.
3. Qu'est-ce qu'il y a dans ce paquet ?
— Il y a _____ programmes.
— Il y a tous _____ programmes que nous devons distribuer.
4. Qu'avez-vous apporté ?
— Ce sont _____ photos.
— Ce sont _____ seules photos qui sont en ma possession.
5. Que voyez-vous là, sur la photo satellite ?
— On dirait _____ camions.
— Oui, ce sont _____ dernières camions du convoi.

Ex.3.
Même exercice.
1. Avez-vous lu _____roman que je vous ai prêté ?
Avez-vous lu _____ roman en français ?
2. Ils regardent tous les soirs _____ information télévisées.
Ils regardent quelquefois _____ film policier.
3. J'aime _____ soie.
J'ai acheté _____ très belle soie pourpre.
4. Il préfère _____ coton.
Il me faut _____ coton tissé plus fin.
5. Nous reprenons _____ travail début octobre.
On peut faire fortune en reprenant _____ entreprises en difficulté.

Я сделал. Мне показалось несложным, хотя, не исключено, там сидел какой-нибудь страшный подвох. В общем, мой резултат вот здесь.

Делайте свои, давайте сличим результат и обсудим, почему здесь так, а тут — эдак.

UPD: Выложил сюда и убрал под спойлер.

Мое решение заданий

Ex.1.
Complétez les phrases en employant des articles définis ou Indéfinis.
1. Qui est M.Martin?
— C'est un professeur.
— C'est le professeur de mon fils.
2. Qui est M.Durand ?
— C'est un ministre.
— C'est le ministre de l'intérieur.
3. Qui est cette personne ?
— C'est un guide.
— C'est le guide qui va nous faire visiter la Sorbonne.
4. Qui est Victor Hugo ?
— C'est un écrivain célèbre.
— C'est l'auteur des Misérables.
5. Qui est Bizet ?
— C'est un compositeur français.
— C'est l'auteur de Carmen.

Ex.2
Même exercice.
1. Qui est cette dame ?
— C'est une parente par alliance.
— C'est la tante de mon mari.
2. Qui son ces personnes ?
— Ce sont des clients.
— Ce sont les clients dont je vous ai parlé tout à l'heure.
3. Qu'est-ce qu'il y a dans ce paquet ?
— Il y a des programmes.
— Il y a tous les programmes que nous devons distribuer.
4. Qu'avez-vous apporté ?
— Ce sont des photos.
— Ce sont les seules photos qui sont en ma possession.
5. Que voyez-vous là, sur la photo satellite ?
— On dirait des camions.
— Oui, ce sont les derniers camions du convoi.

Ex.3.
Même exercice.
1. Avez-vous lu le roman que je vous ai prêté ?
Avez-vous lu un roman en français ?
2. Ils regardent tous les soirs les informations télévisées.
Ils regardent quelquefois des film policier.
3. J'aime la soie.
J'ai acheté de la très belle soie pourpre.
4. Il préfère le coton.
Il me faut du coton tissé plus fin.
5. Nous reprenons le travail début octobre.
On peut faire fortune en reprenant des entreprises en difficulté.

.
Вы можете тоже убирать текст под спойлер. Это делается так. Строка начинается с

???- "Мое решение упражнений"— в кавычках заголовок скрытого текста.

Дальше каждая строка фрагмента (и пустые строки тоже) должны начинаться либо с символа табуляции, либо четырьмя пробелами. Весь такой блок текста уберется под спойлер. Выглядит это примерно вот так:

???- "Мое решение упражнений"
    строка 1
    строка 2
    пустая строка
    строка 3

До публикации можно посмотреть, как получается, нажав на кнопочку с изображением зеленой галочки.

Лайфхак: поставить отступы у целого блока текста одним махом можно, выделив текст и нажав на кнопочку <> в панели интсрументов. :)

Нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, поддержите Le-francais.ru !

Ex 2.5 Oui, ce sont _____ derniers camions du convoi (ça change rien au résultat)
Ex 3.2: Ils regardent tous les soirs _____ informationS télévisées

Мое решение упражнений

Bonne chance et courage !

Yulia26: Я свой вариант сделала, но выкладывать не буду (и в будущем не буду), потому что я стесняюсь

Ну, и напрасно! Я вот, например, не уверен, что я сделал всё правильно. Я руководствовался интуийией и одним правилом, которое объясняла НН: люблю, обожаю, ненавижу, предпочитаю — все через le/la/les. С неисчисляемыми тjoже особ. разговор.

Вот типичный пример — задание 1.1

  1. Qui est M.Martin?
    — C'est _____ professeur.
    — C'est _____ professeur de mon fils.

Для него и ему подобных — вот два утрированных варианта перевода для пущего понимания, где какой артикль просится:

— Месьё мартан? Да он какой-то там профессор в универе. (артикль неопределенный)
— Месьё мартан? Ха! Это не какой-то там хрен с горы, это препод моего сына. (артикль определенный)

И так далее. Если хотите, я их все могу извратить. ;) Это такой метод — как увеличение контрастности в фотографии. Если ее увеличивать бесконечно, снимок становится бинарным — там не остается никаких оттенков, кроме чисто черного и чисто белого. А это в нашем случае как раз то, что нам и нужно.

Утрируйте до предела и помните, что в русском языке числительное «один» выполняет функцию неопределенного артикля.

Нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, поддержите Le-francais.ru !

Yulia26: Я свой вариант сделала, но выкладывать не буду (и в будущем не буду), потому что я стесняюсь. Но я очень жду ответов, чтобы проверить.

Il n'y a pas de quoi avoir honte ou te sentir gênée ou confuse. En plus si tu maîtrises déjà l'anglais ce petit exercice ne doit pas te paraître si difficile que ça.

Так, всем до вечера сделать упражнения — и раскрываем карты и обсуждаем. ;))

Нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, поддержите Le-francais.ru !

Irina, се petit garçon dont il s'agit dans 1.1, est-ce qu'il va à l'école commune ou étudie à domicile ?

А как же правило, что артикль не ставится перед профессиями?
Je suis professeur d'histoire-géographie et je ne détruis pas la République
https://blogs.mediapart.fr/honore-chiavarino/blog/231117/je-suis-professeur-dhistoire-geographie-et-je-ne-detruis-pas-la-republique

в фейсбуке находила: Je suis guide de haute-montagne, monitrice de ski, et travaille pour le CNEAS de Chamonix comme instructeur et sauveteur

Qui est Victor Hugo ?
— C'est _____ écrivain célèbre.
Guy de Maupassant, célèbre écrivain d’origine normande, il est né en 1850.
Подозреваю, что здесь тоже можно не ставить…

Но конечно все это можно объяснить ошибками авторов и подойти к расстановке артиклей чисто технически и по правилам.

Андрей М.: En plus si tu maîtrises déjà l'anglais ce petit exercice ne doit pas te paraître si difficile que ça.

вообще-то судя по всему правила немного разнятся:
i'm an engineer - Depuis près de 40 ans je suis ingénieur des Ponts et Chaussées ...

Yulia26: вообще-то судя по всему правила немного разнятся:

Конечно, куда же без своих нансов. Но согласись, что, будь французский первым иностранным, понятие артикль было бы ещё более страшным.

Je suis professeur и c'est un professeur — разные вещи. В первом случае professeur — почти прилагательное (я какой?). Отсюда и разница.

Мое решение упражнений

Ex.1.
Complétez les phrases en employant des articles définis ou Indéfinis.

  1. Qui est M.Martin?
    — C'est un___ professeur.

— C'est le_ professeur de mon fils.
2. Qui est M.Durand ?

— C'est un___ ministre.
— C'est le___ ministre de l'intérieur.

  1. Qui est cette personne ?

— C'est un___ guide.
— C'est le_ guide qui va nous faire visiter la Sorbonne.

  1. Qui est Victor Hugo ?
    — C'est un_ écrivain célèbre.

— C'est l'_ auteur des Misérables.
5. Qui est Bizet ?

  • C'est un___ compositeur français.
  • C'est l'___ auteur de Carmen.

Сделала пока первые упражнения. Остальные сделаю после обеда.

Yulia26: Подозреваю, что здесь тоже можно не ставить…

Нет, но всё работает как на русском: кто это? / кто он?
Кто это ? Qui c'est ? -> C'est le professeur
Кто он ? Qui est-il (que fait-il dans la vie) ? -> Il est professeur

Спасибо огромное, всем , кто поправляет и отвечает на мои вопросы, многое проясняется!!!!:)

Что касается ответов, опять таки в тему взбучки - я считаю, что тем, кто сюда заглянет, все наши ответы (особенно мои с кучей ошибок) будут глубоко по барабану (как мне например индифферентно какой у Вас, ребята, уровень французского, мне важно мой натаскать). А вот обсуждение правильных ответов, которые Ирина выложит, и на которые у меня появится куча "почему", будет крайне важно и в тему.

Yulia26: Что касается ответов, опять таки в тему взбучки - я считаю, что тем, кто сюда заглянет, все наши ответы (особенно мои с кучей ошибок) будут глубоко по барабану (как мне например индифферентно какой у Вас, ребята, уровень французского, мне важно мой натаскать).

Если бы им было совсем по барабану, они бы сюда не заглядывали вообще. А для простого общения нашли бы другой форум, благо, их хватает.

Yulia26: у меня появится куча "почему"

И в чём проблема?

Arnaud: Кто это ? Qui c'est ? -> C'est le professeur
Кто он ? Qui est-il (que fait-il dans la vie) ? -> Il est professeur

Я просекла! Это как бывает по русски:
- А у вас дыра в безопасности.
- Ну хоть что-то у нас в безопасности.

Боюсь, Арно не оценит игры слов, а я балдею от таких вещей.

ex 3
  1. Avez-vous lu le___roman que je vous ai prêté ?
    Avez-vous lu ___un
    roman en français ?
  2. Ils regardent tous les soirs les__ informations télévisées.
    Ils regardent quelquefois __un
    film policier.
  3. J'aime la__ soie.
    J'ai acheté __une
    très belle soie pourpre.
  4. Il préfère le__ coton.
    Il me faut __un
    coton tissé plus fin.
  5. Nous reprenons le_ travail début octobre.
    On peut faire fortune en reprenant des_ entreprises en difficulté.
 
Зарегистрируйтесь или войдите чтобы оставить сообщение.