Как быстрее запоминать слова

Я никого не удивлю, если замечу, что на каждом уроке появляется определенный набор новых слов, которые надо как-то учить, чтобы продвигаться в языке. Обычные практики запоминания слов — это довольно тоскливое занятие, поэтому мы сделали наши, во-первых, не занудными, а во-вторых, не требующими нечеловеческих усилий.

Всё уже украдено до нас: слова подобраны, озвучка к ним подогнана (ох!), женский и мужской род звучат разными голосами (да-да!) и выделены цветом — все крутится и вертится само, всё сделано для того, чтобы слова учились 1) без напряга и при этом — 2) самым эффективным образом. Как такое можно сочетать? О! В этом мы доки! :)

Мы используем две техники запоминания слов, каждая из которых и сама-то по себе великолепно работает, но будучи соединенные вместе, они дают ошеломительный эффект, многократно умножающий действие друг друга (и всё это — на фоне повторяющейся ненавязчивой отработки лексики на самих уроках).

Два этих подхода, что мы здесь используем — это метод «пассивного пения» и метод интервальных повторений (нет, петь не придется — оговорюсь сразу:). Я оба этих подхода на себе испробовал, и они, доложу я вам, в связке работают великолепно! А теперь чуть подробнее, в чём их суть и как этим всем пользоваться для получения максимального результата. Итак!

Метод «пассивного пения».

Вы, наверное, знаете, что когда профессиональные вокалисты слушают чужое пение, их связки при этом работают в полную силу — они у них напрягаются так, что могут даже заболеть! Этот эффект, кстати, наблюдается не только у профессионалов: когда мы слушаем чужой вокал, мы невольно тоже поем «про себя» и напрягаем связки, даже не отдавая себе в этом отчета. Это явление и называется пассивным пением.

Я полагаю, что именно этот механизм лежит в основе запоминания иностранных слов при их многократном прослушивании — ровно так же, как это происходит и у детей, узнающих новые слова родного языка. Метод заключается в том, чтобы прослушивать парами слова на двух языках — родном и иностранном. Многократное «пассивное» повторение звучащего французского слова через моторику речевого аппарата, который, как мы теперь понимаем, работает даже при пассивном прослушивании, закрепляет в мозгу его произношение и связывает его с образом, созданным словом из родного языка.

Механизмы запоминания новых слов заложены в нас природой. Они работают у детей при постижении родной речи, и происходит это именно через многократное прослушивание новых слов и связывание их звучания с некими образами. Вы замечали, как дети часто и, казалось бы, без причины могут прицепиться к одному слову и произносить его бесконечное количество раз? И им не надоедает! Через эти повторения они «прошивают» это слово в своей памяти, формируя в мозгу произносительный паттерн. Точно так же работает и прослушивание слов — мы произносим их про себя ровно так же, как если бы мы произносили их вслух, тренируя не только зрительную память (ведь мы смотрим на их написание на карточке), но и подспудно закрепляя моторную память на произношение новых слов. Параллельно закрепляются и правила чтения — ведь сопоставляя то, как слово записано и как оно произносится, мы формируем еще один навык — навык правильного и беглого чтения.

Ну, кстати, вслух слова тоже никто не мешает произносить. :)

Чтобы понять, что изучение нового слова — это действительно несколько процессов (запоминание его звучания, написания и связывание его с образом), — не надо даже далеко ходить: всякий из нас сталкивался с таким, что он прекрасно знает, как произносится иностранное слово, может его даже правильно записать, но — напрочь забыл, что оно означает! Метод «пассивного пения» выполняет все этих действия вкупе, формируя в голове надежную «матрицу» слова.

Можно спорить, почему так происходит, но факт остается фактом: это работает и работает очень эффективно, сокращая наш путь от первого знакомства со словом до его закрепления в активном вокабуляре.

Метод интервальных повторений.

Многократные исследования памяти и проблемы удержания в ней информации привели к понятию «кривая забывания». Такая кривая строится очень просто: испытуемые запоминают определенный набор знаний, а затем с определенными интервалами эти знания проверяются. На каждом этапе фиксируется, какую долю первоначальных знаний они растеряли. Оказалось, что с наибольшей скоростью мы забываем запомненное в самое ближайшее время после изучения. То, что остается, будет также со временем стираться из памяти, но всё медленнее и медленнее. В конце концов, какие-то знания из полученных в момент первоначального «импульса» останутся при нас на долгие месяцы или даже годы. Какие именно — это довольно случайная выборка. Как на нее влиять, я косвенно рассказывал в FAQ.

Доказано, что если позволить испытуемому освежить в голове полученные знания в тот момент, когда их потеря окажется еще не сакраментальной, то их дальнейшее забывание будет проходить заметно медленнее. В очередной раз он забудет тот же объем за заметно больший промежуток времени — раза в полтора. А если и в этот момент ему снова напомнить о забытом, он будет держать эти знания еще дольше.

Проведя около пяти таких освежающих память сеансов со все более увеличивающимися интервалами, можно добиться удержания львиной доли этих знаний на годы. Причем «годы» — это не фигура речи, а научно продемонстрированный результат (я знакомился с несколькими ключевыми исследованиями на эту тему — c'est vraiment ça).

Вот как наглядно выглядит этот процесс интервальных повторений.

Метод интервального запоминания


Каждый раз после очередного сеанса повторений мы возгоняем объем запомненного до 100% и тем самым изменяем форму кривой забывания, делая ее все более и более пологой, а объем запомненной информации — всё большим и большим.

Первым такой подход еще в 70-е годы предложил немецкий журналист Себастьян Ляйтнер.

Сложность в реализации этого механизма заключается в том, чтобы для каждого слова, с оглядкой на степень его «запоминаемости», вычислить оптимальный интервал для следующего его повторения — чтобы добиться наибольшего эффекта запоминания. Существуют различные алгоритмы, многие из них используют жесткую схему интервалов. Мы в своем приложении реализовали алгоритм SM-2, который при этих вычислениях опирается на ответы пользователя «помню» / «подскажите!» / «не, всё равно не помню» во время своих самопроверок. Наше ноу-хау заключается в том, что мы сумели соединить два этих метода — пассивного пения и интервальных повторений — в одном приложении — так, что они сочетаются в нем естественным образом.

Как пользоваться карточками

Метод интервального изучения, описанный выше, предполагает первоначальное запоминание определенного пула слов, которые мы в дальнейшем будем повторять через всё увеличивающиеся интервалы времени. Размер этого интервала вычисляется для каждого слова индивидуально — в зависимости от того, насколько легко это слово запоминается.

Пакеты карточек

Это первоначальное запоминание мы совершаем с помощью просмотра озвученных карточек. На каждом очередном уроке ваш словарик пополняется двумя-тремя десятками новых слов. Из этого набора мы и формируем пакет для очередной сессии изучения (будет ли это ежедневным занятием или еженедельным, зависит от ваших темпов изучения языка, но со временем оно станет весьма регулярным за счет появления слов на повторение из старых прогонов). Встречаются уроки, посвященные крупным словарным темам, на которых набегало большее число новых слов. На таких уроках мы делим все слова на несколько пакетов — так, чтобы в каждом была не больше 40 слов. Среднее значение пакета — около 25 слов.

Технология, которую мы предлагаем, такова.

Режим «Запоминаем»

Вы прослушиваете все слова пакета в режиме французское слово → русский перевод с интервалом в пару секунд минимум один раз. Это режим «Запоминаем». Пока вы не прослушаете эти слова хотя бы единожды, вы не сможете перейти к следующей фазе — самопроверке. И это минимум-миниморум, который нужно выполнить. И этот минимум — далеко не самый эффективный и короткий путь.

Мы рекомендуем такой алгоритм.

  1. Повисеть немного (немного — это, как минимум, несколько прогонов) на прослушивании карточек французский → русский — для того, чтобы загнать соотношение пар французского и русского слов в пассив в краткосрочную память. Интервал между словами и карточками можете сделать для начала по одной-две секунды — и слушать, слушать, слушать.
  2. После этого следует переключить в настройках направление перевода на русский → французский и погонять карточки с короткими интервалами уже в этом режиме, стараясь всякий раз угадывать, каким будет французское слово.
  3. Затем увеличить паузу так, чтобы для большинства русских слов успевать припомнить их французский перевод..
  4. Сокращайте интервал между словом и переводом, делая его короче, чтобы усложнить себе задачу. Такой режим включает вас в активный процесс припоминания слов — это очень хорошо прокачивает!
  5. Когда вы почувтствуете, что готовы себя тестировать, переходите в режим «Проверяем».

Режим «Проверяем»

В этом режиме вам по очереди апедлагаются слова из пакета — по-русски. У вас есть неограниченное время на то, чтобы вспомнить его перевод на французский. Если вы быстро его вспомнили, жмите на кнопку с ключиком (она покажет правильный ответ), а затем на кнопку «Помню». Если слово никак не всплывает в памяти, есть подсказка — кнопка с замочной скважиной, в которую можно «подсмотреть». При первом нажатии вы увидите число символов в слове (вместо букв будут стоять знаки подчеркивания). Каждое следующее нажатие на кнопку откроет одну новую букву. Если слово не вспоминается, нажимайте на ключик и дальше на кнопку «Не помню».

Независимо от вашего ответа вы увидите французское слово. Если вам не удалось его вспомнить, сфокусируйтесь на нем и постарайтесь запомнить, чтобы в следующий раз не подкачать. После прогона всех слов вам будут еще раз показаны слова, которые вы не смогли вспомнить. И они будут вам показываться до тех пор, пока вы не вспомните их все — только после этого все слова в пакете будут помечены, как выученные на сегодня. В следующий раз Вы увидите их, когда придет время их повторять. Это время будет зависеть от того, насколько быстро вам удалось запомнить то или иное слово. Трудные слова приплывут уже назавтра, слова, которые зашли хорошо, подгребут попозже. В любом случае помните, что надо проверять, нету ли слов на повторение с помощью кнопочки «Повторять».

Повторение выученных слов

На «вкладке» ПОВТОРЯТЬ вы оказываетесь в таком же режиме проверки с замочной скважиной и кнопками Помню / Не помню — только сейчас к вам приехали слова, которые вы учили в прошлом и для которых наступил момент для их повторения (если вы начали заниматься только сегодня, там, разумеется, ничего еще не будет). Все действия ровно такие, как в описанном выше режиме Проверяем. Слова гоняются по кругу пока вы не признаетесь, что все их выучили.

Дубликаты слов в словариках уроков

Слова забываются. Когда я учился, у меня не было такой крутой системы запоминания слов. Я их забывал. Поэтому слова в конспектах появлялись повторно. Это был своего рода механизм интервальных повторений, но в своей hard coded версии. Поэтому примерно 15% всех слов повторяются — в среднем два-три раза. Они могут повторяться на следующем уроке, а могут — через сотню. Закономерности нет. И вы должны знать, что если вам в очередном пакете встретилось слово, которое вы уже учли раньше, оно будет крутиться в режиме «Учим», но в самопроверку не попадет и новую цепочку повторений не создаст. Вы можете выкидывать такие слова из пакета крестиком. В будущем мы сделаем опцию «Исключить повторы» — за исключением тех случаев, когда слово появляется с новым значением.

Начните пользоваться карточками — и вы увидите, как дело сразу пойдет! Проверено. :)

Элементы управления

Теперь, когда мы знаем, как вся эта кухня работает, станут понятны и элементы управления и настройки в карточках.

Запоминаем

Флэш-карточки. Дизайн Le-francais.ru. Все права защищены.

Переключение между изучением новых слов и повторением приехавших старых — это две кнопки в самом верху Учить и Повторять.

Между режимами Запоминаем и Проверяем можно переключаться с помощью круглой кнопки между ними.

При наведении курсора мыши на карточку или после тапа (на телефоне) на карточке появятся элементы управления. Кнопка пуск / пауза авторотации карточек находится по центру. Слева шевроны позволяют изменять паузу между показом слова и показом перевода. Число точек показывают длительность паузы в секундах. Во время прослушивания точки отсчитывают секунды в паузах.

Справа находятся кнопки включения / выключения звука, кнопка распахнуть на весь экран (удобно, чтобы не сидеть перед монитором, а смотреть на него издалека).

Три вертикальные точки — меню настроек, где можно задать направление перевода и длительность задержки после показа слова и после показа перевода.

Большие синие кнопки позволяют перейти к предыдущему или последующему слову. Кнопка с крестиком удалит текущее слово из пакета (будет задан вопрос для подтверждения действия).

Проверяем

Флэш-карточки — проверяем. Дизайн le-francais.ru

Кнопка с замочной скважиной позволяет получить подсказку. Кнопка с ключиком даст сразу ответ, после которого надо будет сделать выбор — вспомнили вы это слово сами или так и не. Для этого предназначены две кнопки слева (да) и справа (нет), которые станут активными после нажатия на ключик.


  • ILYA DUMOV avatar 20 ноября 2019 г. 8:14 - ILYA DUMOV модератор  
    Если вы захотите со мной в комментариях поспорить, как правильно произносится фамилия, Ляйтнера, ознакомьтесь предварительно с немецким дифтонгом [a̮e] — как он обозначается в немецком языке на письме и как немцы его произносят ;)))
    6 |     Ответить
  • default avatar 22 ноября 2019 г. 21:47 - NastyaKikot  
    Просто супер! Спасибо Вам большое и всей Вашей команде за такую колоссальную работу!
    4 |     Ответить
  • default avatar 1 декабря 2019 г. 20:49 - МарфаВасильевна  
    26 ноября у меня было первое занятие на курсах французского. На свое счастье буквально на следующий день я обнаружила ваш сайт. Уверена, что теперь дело пойдет намного легче и быстрее. Жаль что у меня не было такого помощника, когда я начинала учить английский. Большое вам спасибо за проделанную вами работу. Я в восторге от того как легко, понятно и с юмором вы даете грамматику. Ещё раз спасибо!
    1 |     Ответить
  • default avatar 25 декабря 2019 г. 10:57 - Costomaizer  
    Merci beaucoup!
    |     Ответить
  • default avatar 6 февраля 2020 г. 13:21 - delffinnn  
    Нет слов, отличный сайт, очень профессионально сделан. Присоединяюсь к выше сказанному в одном из комментариях колоссальная работа. Большой респект Вам.
    2 |     Ответить
  • Inessa avatar 11 февраля 2020 г. 15:41 - Inessa  
    странно., у меня голосовое сопровождение не совпадает то что написано в тот момент на карточке( этот голубой экран я так поняла карточка) извините в первый раз здесь))
    |     Ответить
    ILYA DUMOV avatar 14 февраля 2020 г. 11:20 - ILYA DUMOV модератор  
    В карточках есть косяки, мы над ними работаем постоянно. Когда прям совсем звучит не то слово, мне казалось, мы такие случаи все вычистили, но что-то могло и проскочить. Пожалуйста, напишите мне в личку (https://www.le-francais.ru/messages/write/ILYA%20DUMOV/), какое слово и на каком уроке в карточках звучат некорректно — я недемедленно исправлю. Есть большое количество записей, когда, например, слово женского рода озвучивается мужским голосом или написан неопределенный артикль, а в озвучке звучит определенный — мы методично проверяем ВСЕ карточки, эта работа длится уже много недель, мы насобирали две+ сотни таких замечаний и на сегодня дошли уже до карточек 142-го урока. Еще немного — и мы закончим их «вычитку» (правильней сказать, «выслушку»:). И после этого приступим к исправлениям — там где синтез ставить неправильное ударение, мы переозвучим заново, будем стараться сохранить начитку живым голосом и только в крайнем случае озвучивать синтезом (надо сказать, что русскоязычный синтез весьма неплох, хотя и не всегда). Но русский можно и самим начитать — студия у нас уже есть (http://studio.le-francais.ru). С французским сложнее, но мы и в этом направлении работаем. В общем, еще раз: если ошибки в карточке сакраментальные (свучит совсем не то слово) — сообщайте мне без промедления, я в тот же день, а то и час исправлю. Мелкие, несакраментальные ошибки мы исправим, я надеюсь, в течение нескольких ближайших недель.
    |     Ответить
  • default avatar 13 февраля 2020 г. 18:33 - Nekipelov_Natalie  
    Добрый вечер! Прекрасная работа, спасибо! Подскажите, у меня что-то идёт не так в проверке. Пишется слово на русском и тут же произносится по-французски. Даже вспоминать особо не надо))) что я делаю не так?
    |     Ответить
    ILYA DUMOV avatar 14 февраля 2020 г. 11:21 - ILYA DUMOV модератор  
    Это известная ошибка, она воспроизводится при определенных известных условиях — и как следствие, этой ситуации можно избежать. Мы обсуждали ее на форуме здесь: https://www.le-francais.ru/forum/post/14829/ В двух словах: если сперва нажать паузу, а потом кнопку «Проверяем», такого происходить не должно. В следующей версии она исправлена — мы уже тестируем следующую версию. К сожалению, в ней еще находятся ошибки, поэтому мы ее не выкладываем. Новая версия позволит нам запустить карточки со спряжением глаголов. Они будут работать немного по другому алгоритму, но метод эффективный, потому что я его проверял на себе.
    |     Ответить
    default avatar 16 февраля 2020 г. 17:28 - Nekipelov_Natalie  
    Большое спасибо! Я пытаюсь вспомнить язык) когда-то даже думала на нем) ваш сайт лучше других информацию предоставляет)
    1 |     Ответить
  • t1443944 avatar 10 апреля 2020 г. 21:49 - t1443944  
    Илья и Антон, огромное вам спасибо за создание такого замечательного самоучителя. Votre site est magnifique! Доступно, позитивно! Я только начала изучать французский язык. Надеюсь с вами у меня все получится. Преклоняюсь перед вашим талантом и трудолюбием. Спасибо! Как возвращаться на нужный урок, если вернулся на правила чтения? Нужно пролистывать от начала, пока не дойдёшь до нужного урока? Выбрать в меню блок уроков, н-р с 1по 5 и листать?
    |     Ответить
  • t1443944 avatar 10 апреля 2020 г. 21:49 - t1443944  
    Илья и Антон, огромное вам спасибо за создание такого замечательного самоучителя. Votre site est magnifique! Доступно, позитивно! Я только начала изучать французский язык. Надеюсь с вами у меня все получится. Преклоняюсь перед вашим талантом и трудолюбием. Спасибо! Как возвращаться на нужный урок, если вернулся на правила чтения? Нужно пролистывать от начала, пока не дойдёшь до нужного урока? Выбрать в меню блок уроков, н-р с 1по 5 и листать?
    1 |     Ответить
    ILYA DUMOV avatar 30 июля 2020 г. 22:53 - ILYA DUMOV модератор  
    Спасибо за теплые слова! На компьютере (точнее, на большом экране) всё очевидно — там слева дерево с номерами уроков. На маленьких экранах это дерево прячется под шторку, которая выдвигается тапом на шеврон вверху урока,
    |     Ответить
  • default avatar 26 апреля 2020 г. 11:20 - Guzelle  
    Этот сайт - лучшее что со мной случилось, особенно в условиях карантина
    2 |     Ответить
  • default avatar 27 апреля 2020 г. 8:51 - NinaZabelina  
    Огромное спасибо авторам за непрекращающуюся работу и совершенствование этого сайта!
    |     Ответить
  • default avatar 28 апреля 2020 г. 8:11 - Shchegol  
    Великолепный сайт для изучения французского. Лучше самоучителя, наверное, не создано. Очень чувствуется что начать был в помощь любимому человеку. Ваша любовь передается)))) Merci
    1 |     Ответить
  • Natalie_ca avatar 17 июня 2020 г. 22:25 - Natalie_ca  
    Присоединяюсь ко всем положительным отзывам! Начинала изучать язык год назад по самоучителям, но забросила. Похоже, они не были такими интересными и отлично составленными. Поражаюсь объему проделанной вами работы и восхищаюсь! Огромное спасибо!
    2 |     Ответить
Требуется для подтверждения комментария