Covoiturage

Anna Ly Анна Ляшенко рассказывает, как самостоятельно перемещаться по Франции.

Аренду автомобиля мы здесь рассматривать не будем. Она себя оправдывает, когда едешь не один и постоянно перемещаешься с места на место. В свете цен на бензин и на дороги на одного человека это получается что-то запредельное.

Про поездку на своей машине нам расскажет Илья ;).

//www.ratp.fr/fr/ - здесь можно найти расписание всего транспорта в Париже и окрестностях, с подробными комментариями и примерным временем в пути.
//www.ter-sncf.com/ - TER по регионам
//www.voyages-sncf.com/ - любой транспорт по всей Франции

Цена на TGV более-менее приемлема, если покупать билет за месяц или ранее до поездки. Но кто из нас сможет за месяц точно сказать, когда и куда поедет? Половина удовольствия – в некоторой непредсказуемости :). Я зашла на сайт, посмотрела цену на поезд из Парижа до Клермон-Феррана (около 400 км), ужаснулась (от 50 евро) и пошла другим путем.

Во Франции процветает ковуатюраж (covoiturage), то бишь практика брать попутчиков. За денежку, конечно, но цена значительно более разумна, практически как если ехать по России поездом или автобусом на такие же расстояния.

//covoiturage.fr/ , сеть BlaBlaCar (помимо Франции, есть в Великобритании, Испании и Италии)

Пара минут на регистрацию – и можно пользоваться. Найти водителя достаточно просто – на главной странице пишем Ville de depart (город отправления), Ville d’arrivée (город прибытия) и дату, система выводит список водителей, которые проезжают эти города в указанный день.

Сейчас мы для примера найдем машину от Клермон-Феррана до Марселя на послезавтра. Это примерно 500 км.

Выбрали города и дату, получили список водителей. Сейчас их всего 7, на одной странице уместились.

Ищем попутчиков


На что следует обратить внимание.

1. Если город небольшой, то лучше искать водителя, который стартует именно оттуда, а не проезжает его по пути. Ибо как вы будете договариваться о месте встречи, если никто из вас не знает города?


Выбираем вдителя

Водитель едет не из Клермона и, кстати, не в Марсель. “Horaire de passage estimé” означает, что время указано приблизительное.


Из оставшихся один заполнен (Complet), еще двое едут не в Марсель (Тулон по объездной и Экс-ан-Прованс).


Осталось три варианта. Цена 23, 25 и 30 евро, старт в 18.00, 9.20 и 16.30 соответственно. Время в пути до Марселя - 5-6 часов. Банальная арифметика нам подсказывает, что выехав в 18, мы будем в Марселе посреди ночи (что и неудобно, и небезопасно). Самый дешевый вариант, похоже, отпадает. Дальше смотрим подробности маршрута, информацию о водителе, цену, выбираем, что нам предпочтительнее - провести полдня в Клермоне и приехать в Марсель ночером или сэкономить 5 евро и провести день в дороге. И отправляем запрос на резервацию.

Тут оба варианта с подтверждением (Sur confirmation) . Рыжая кнопочка “Illico” под количеством свободных мест (последний рейс, в 18ч)  означает, что водитель заранее согласен взять всех, кто захочет к нему подсесть, его контакты придут к вам сразу же после оплаты.

2. Если маршрут не особо популярный, то можно подумать о «стыковке». Я так, например, ездила из Клермон-Феррана в Ферней-Вольтер и обратно. Через Лион.


Стыковка

Если посмотреть на сайте, то на послезавтра вообще всего одно предложение, не из Клермона и не в Ферней. Да, от Женевы там всего километров 10, до забора аэропорта вообще можно пешком дойти, но это уже Швейцария, автобус стоит мало того что денег, так еще и франков.


Clermont-Fernand

Тогда как до Лиона на этот день 13 предложений, и из Лиона едет товарищ аж до Цюриха через Ферней.



Вопросы стыковок, изменения времени отправления, заездов в нужные места и багажа лучше задать заранее через специальную вкладку Question/Reponses , чтобы не пришлось потом аннулировать заказ и избежать сложностей в дороге.


3. При выборе водителя смотрим отзывы (N avis reçu).

4. Учтите, что уточнять детали придется по телефону! Что всегда непросто :). На крайний случай, можно сказать Je suis très désolée, mais je comprends mal, pourriez-vous m’envoyer un texto ?

Все подтверждения и данные приходят на е-майл и на телефон. К цене, указанной на сайте, прибавляется НДС (кажется, 7%) и комиссия сайта (хз сколько, но в сумме выходит около 10% в плюс). Все равно получается дешевле, чем TGV. К примеру, от Марселя до Парижа (780 км) я доехала за 8 часов и 33 евро (ТЖВ идет 3 с чем-то часа, но стоит 90-150 евро).



Минусы – только предоплата и только карточкой. Нет карточки – увы и опаньки.

Хотя тоже можно обойти :). Когда я искала водителя от Ферней-Вольтера до Лиона, то увидела в списке на сайте того же товарища, который вёз меня от Лиона до Фернея (у него два раза в неделю работа в Лионе). Т.к. контакты у меня оставались, я ему написала и предложила не резервировать место на сайте, а отдать наликом в машине. Водителям эта резервация тоже не всегда удобна, потому что от момента, когда они отправят код подтверждения, до момента, когда получат деньги на свой счет, проходит несколько дней.

Но тут есть несколько «опасностей». Вас могут не дождаться при опоздании (хотя это вряд ли, если только человек сильно торопится) или (что весьма вероятно, особенно при низкой цене) все свободные места могут быть забронированы через сайт, и вам просто будет некуда сесть.

Ну и желательно оставлять отзывы – и как благодарность водителю, и для других пассажиров, и для того, чтобы получить отзыв о себе.

Кстати, если путешествовать на своей (или арендованной) машине, то можно так же брать попутчиков и таким образом возвращать (хотя бы частично) деньги, потраченные на бензин и на дороги.

Вот, пожалуй, и всё, что я могу сейчас рассказать про транспорт. Надеюсь, эта инфа будет полезна. Если есть вопросы – с удовольствием отвечу.
Comments