Auvers-sur-Oise

— Доктор Гаше спасёт тебя! — пытался обнадежить брата Тео.
— Тогда придётся повторить... La tristesse durera toujours… (Тоска будет длиться вечно)… — ответил Винсент.

Это случится 27 июля 1890 года. Как обычно, Винсент ван Гог возьмет мольберт и отправится на пленэр рисовать, но к обеду не придет, а вернется лишь вечером, раненый. «Я хотел убить себя», — скажет он хозяину гостиницы, у которого прежде раздобыл карманный револьвер.

Оружие было недостаточно мощным: когда Винсент спустил курок, пуля отрикошетила от ребра, и художник потерял сознание. К вечеру он пришел в себя и попытался отыскать револьвер, чтобы довершить задуманное, но не нашел его и вернулся в гостиницу...

Брат Тео, который боготворил Винсента, примчался из Парижа на следующий день... «La tristesse durera toujours…»

Все это произойдет в Авере сюр Уаз, небольшом городишке в 30 км к северу от Парижа. Винсент ван Гог приедет в это уединенное место после знаменитой (и довольно мутной) ссоры с Гогеном в Арле — с бритвой и отрезанным ухом, — фактически изгнанный горожанами как угрожающий тип, и после добровольного годичного заточения в приюте для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. «Jj’ai cru très sage pour ma tête de me sauver à la campagne» — объяснял он в письме Гогену свой переезд в Авер (я счел благоразумным для моей головы сбежать в деревню).

Здесь Ван Гог проведет 70 дней — вплоть до того рокового вечера. Это время окажется одним из самых плодотворных для художника. За этот период он создаст более 70 работ — по картине в день. Казалось, он торопился выплеснуть на холст всё, что копилось внутри годами, но чем больше картин рождалось, тем глубже становилась его тишина.

Среди этих картин — искажённая перспектива «Церкви в Овере», будто виде́ние сквозь дрожь, и пронзительное «Пшеничное поле с воронами» с дорогой, уходящей в никуда. И даже последние «Корни деревьев», написанные в роковое утро 27 июля, — несмотря на всю напряженность композиции, искусствоведы видят в ней столько света и жизни, что не верится, что её автор уже носил в кармане револьвер.

Совсем недавно, в 2022 году исследователь работ художника
Вутер ван дер Веен нашел место, где Ван Гог написал эту картину, узнав эти самые корни на старинной фотографии Уаза с велосипедистом в кадре. И что самое поразительно, эти деревья сохранились!

Церковь успения Божьей Матери Овер-сюр-Уаза (Église Notre-Dame-de-l'Assomption d'Auvers-sur-Oise). Ее рисовал Ван Гог. Ты подходишь к ней, до боли знакомой по картине, и сносит башку от чувства какой-то нереальности. Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Церковь успения Божьей Матери Овер-сюр-Уаза (Église Notre-Dame-de-l'Assomption d'Auvers-sur-Oise). Ее рисовал Ван Гог. Ты подходишь к ней, до боли знакомой по картине, и сносит башку от чувства какой-то нереальности.
Фото: Илья Думов

Ты словно вошел в картину и смотришь на нее с другой стороны. Непередаваемое чувство! Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Ты словно вошел в картину и смотришь на нее с другой стороны. Непередаваемое чувство!
Фото: Илья Думов

Вот он, этот щемяще знакомый вид! Фото: Илья Думов, le-francais.ru

Вот он, этот щемяще знакомый вид!

Ребята из Ив-Сен-Лоран подсуетились и расставили по всей деревне стенды с репродукциями картин, нарисованных здесь художниками-импрессионистами — в тех местах, где стояли из мольберты. И можно сравнивать действительность конца XIX в. с днем сегодняшним.

Фото: Илья Думов

Par Vincent van Gogh — Google Arts & Culture : Accueil - photo, Domaine public,
L'Église d'Auvers-sur-Oise — Церковь в Уазе — готический храм XIII века. Ван Гог написал эту картину за два часа. Он намеренно искажает здесь перспективу и прямолинейность линий, блокирует точку схода громоздким зданием, которое словно надвигается на зрителя, сталкивает дневной свет на земле с ночным небом. Такие искажения и отказ от перспективы — это то, что появится позже в работах экспрессионистов.
Par Vincent van Gogh — Google Arts & Culture : Accueil - photo, Domaine public,

Église Notre-Dame-d'Auvers внутри. Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Église Notre-Dame-d'Auvers внутри.
Фото: Илья Думов

Гостиница, в которой жил Ван Гог. У него была крохотная комнатка на мансарде с окном, которое выходило на крышу. Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Гостиница, в которой жил Ван Гог. У него была крохотная комнатка на мансарде с окном, которое выходило на крышу.
Фото: Илья Думов

Это одна из последних картин Ван Гога, совершенно депрессивная. Он написал ее за две недели до самоубийства. Она называется «Пшеничное поле с воронами»
Это одна из последних картин Ван Гога, совершенно депрессивная. Он написал ее за две недели до самоубийства. Она называется «Пшеничное поле с воронами».
Par Vincent van Gogh — Van Gogh MuseumCette image a été retouchée, ce qui signifie qu'elle a été modifiée par ordinateur et est différente de l'image d'origine.
Domaine public,

Это поле и эта дорога сохранились до сих пор  Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Это поле и эта дорога сохранились до сих пор
Фото: Илья Думов

Могилы Ван Гога и его брата Тео (он пережил Винсента всего на полгода) на крохотном деревенском кладбище, очень скромно. Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Могилы Ван Гога и его брата Тео (он пережил Винсента всего на полгода) на крохотном деревенском кладбище, очень скромно.
Фото: Илья Думов

В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник
В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник

Ван Гог. «Корни деревьев». 1890 год<br>Музей Ван Гога Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Ван Гог. «Корни деревьев». 1890 год
Музей Ван Гога

Открытка «Улица Добиньи, Овер-сюр-Уаз» с наложенным изображением с картины «Корни деревьев» Ван Гога<br>Музей Ван Гога
Открытка «Улица Добиньи, Овер-сюр-Уаз» с наложенным изображением с картины «Корни деревьев» Ван Гога
Музей Ван Гога

Открытка «Улица Добиньи, Овер-сюр-Уаз» 1900-1910 годы<br>arthénon Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Открытка «Улица Добиньи, Овер-сюр-Уаз» 1900-1910 годы
arthénon
Фото: Илья Думов

Вутер ван дер Веен<br>Francois Guillot AFP Scanpix LETA
Вутер ван дер Веен
Francois Guillot AFP Scanpix LETA

Paul Cézanne —Le carrefour de la rue Rémy Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Paul Cézanne —Le carrefour de la rue Rémy
Фото: Илья Думов

 Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Фото: Илья Думов

Paul Cézanne —Route de village à Auvers Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Paul Cézanne —Route de village à Auvers
Фото: Илья Думов

 Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Фото: Илья Думов

Charles-François Daubigny, 1872 — Un chemin à Auvers-sur-Oise. Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Charles-François Daubigny, 1872 — Un chemin à Auvers-sur-Oise.
Фото: Илья Думов

 Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Фото: Илья Думов

 Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Фото: Илья Думов

Церкоь в ночи. Фото: Илья Думов, le-francais.ru
Церкоь в ночи.
Фото: Илья Думов


  • default avatar 30 августа 2025 г. 1:15 - Elena Chubich  
    Спасибо Вам , Илья, за совершенно нетуристическую душевную прогулку в картинках и "во времени". Хорошая идея .
    1 |     Ответить
  • default avatar 30 августа 2025 г. 4:31 - Svetlana М  
    👍❤
    |     Ответить
Требуется для подтверждения комментария